Отдых в городах мира

          Отдыхайте с нами!

Статьи

Главная Новости

Плоты туристские на надувных элементах плавучести

Опубликовано: 28.08.2018

По мере развития водного туризма и освоения новых сложных рек появились суда нового класса, в том числе каркасные плоты на надувных элементах плавучести.

Возможности плотов максимально проявляются прежде всего на мощных реках с препятствиями. На них осваиваются наиболее сложные реки Саян, Алтая, Средней Азии.

Главное преимущество плотов перед другими типами судов заключается в том, что наилучшее положение плота при прохождении водного препятствия соответствует положению наилучшего управления судном, так как плот при управлении смещается поперек потока. Использование для управления поперечного перемещения в потоке независимо от того, производится это перемещение веслами или гребями, является основным отличительным признаком этого класса судов.

Каркас (рама) является основой плота, к которой крепятся надувные элементы плавучести. Каркас состоит из поперечных и продольных элементов. Для исключения (или уменьшения) смещений по диагонали могут ставиться укосины. В конструкциях металлических плотов роль укосин выполняют косынки, соединяющие элементы плота: трубы, уголки. Каркас в зависимости от необходимых требований может изготовляться по-разному. Любая конструкция – это всегда компромисс между различными, часто противоположными, требованиями. С одной стороны, необходимо, чтобы плот, и прежде всего каркас, был достаточно жестким и прочным, чтобы на нем было удобно стоять и работать, закреплять запасную гребь. С другой стороны, жесткий каркас при попадании в аварийные ситуации и на мощных сливах из-за концентрации напряжений разламывается. Мягкий и гибкий каркас позволяет плоту огибать камни, распределяет нагрузку па надувные элементы. Предел мягкой конструкции – это двуставный, а точнее, многоставный плот. Однако, на большой воде проявляются недостатки таких сверхмягких конструкций из-за отсутствия возможности закрепить запасную гребь, а также из-за подламывания и переворачивания плота при навале носом на препятствие в силу малых продольных остойчивостей его половинок (элементов).

Оговорим понятие жесткости и прочности. Жесткостъ – это свойство конструкции противостоять деформации, т. е. сохранять форму. Прочность – это свойство конструкции противостоять разрушению, форма конструкции при этом может изменяться. Эти понятия могут очень сильно различаться и даже быть противоположными. Плот не должен в полной мере сопротивляться давлению потока (или камней при наездах на них).

На основе опыта сейчас можно достаточно уверенно сказать: конструкция судна должна быть такой, чтобы плот входил в вал, обязательно протыкая его. Конечно, это достигается не только гибкостью каркаса плота, но и соответствующим размещением надувных элементов под ним. В зависимости от реки требования к плоту меняются. На несложных реках со средним расходом воды гибкость конструкции не является определяющим качеством. На сложных и особенно мощных реках жесткий плот абсолютно неприемлем, так как весьма быстро разламывается, и чем он больший по размеру, тем быстрее.

Понимать разницу между прочностью и жесткостью особенно важно при изготовлении каркаса плота из металла. Встречаются, например, абсолютно жесткие объемные конструкции типа фермы моста. Как правило, первый же поход показывает их абсолютную неприемлемость. При изготовлении деревянного каркаса шириной более 2,2 м количество продольных элементов должно быть не менее 8 при диаметре 8–10 см в комле. Жерди желательно не ошкуривать, так как при этом они не скользят и остаются прочными при надломах. При размещении настила между продольными элементами получается гибкая и прочная конструкция. Важно так расположить настил и продольные элементы плота, чтобы при нагрузке не было резких изгибов каркаса.

Многие туристы считают, что каркас плота должен быть жестким. Но опыт туристов-плотовиков показывает, что каркас плота должен быть гибким: такой плот играет на волнах, не заныривая под них.

К настоящему времени накоплен довольно большой опыт использования надувных элементов плавучести для плотов. Все так же широко применяются автокамеры. Они наиболее просты и доступны. Для сложных рек используются гондолы, как более легкие и удобные надувные элементы. Гондолы бывают двух типов: с вкладышем или без вкладыша. Гондолы без вкладышей обычно делаются из двухслойных прорезиненных тканей. Они получаются более легкими.

Подгребица – элемент плота, который передает усилие от гребка плоту. В связи с этим основное требование к ней – прочность в направлении гребли, т. е. поперек плота. Дополнительные требования: страховка людей, удобство гребли при разных уровнях погружения лопасти, страховка от выпадения греби, защита от валов, ограничение хода греби.

Для эффективной гребли на плоту необходима легкая гребь. Длина греби, как правило, меньше длины плота на 1 м. Ширина греби в районе зуба при работе на ней двух человек – 10–12 см. Лучшим материалом для деревянной облегченной греби служит сырая ель. Неплохая, но более тяжелая гребь получается из березы. Металлическая гребь – это либо разновидность фермы из уголков, либо сочетание трубок и уголков. Практически во всех современных конструкциях гребей отказались от противовесов, т.е. гребь не уравновешена.

Привязку гондол к каркасу плота надо делать достаточно прочной тесьмой или веревкой. Хорошо подходит для этого толстая капроновая тесьма от парашюта, выдерживающая на разрыв 300–400 кг. Тонкая капроновая тесьма или стропа от парашюта слабы – при наезде гондолы на камень их легко разрывает. Автокамеры можно привязывать киперной лентой. В том и другом случае важно, чтобы надувные элементы не могло вырвать из-под плота. Для этого камеры с внутренней стороны привязывают более прочной тесьмой, чем с наружной. Чальные веревки крепятся в двух местах, чтобы нагрузка распределялась на два узла. Конец, смотанный для чалки, вешается на подгребицу на сдециальный гвоздь или палку. Для того чтобы исключить падение или разматывание смотанной веревки при ударах плота и на валах, ее целесообразно привязать хлопчатобумажной тесьмой, которая предварительно закрепляется на подгребице. Тесьма должна быть такой прочности, чтобы в случае необходимости ее можно было легко разорвать. Подобное закрепление веревки гарантирует от всяких случайностей и делает ненужным употребление ножа. На всякий случай разумно на каждой подгребице иметь по топору, закрепленному так же, как и чальная веревка. При его подвязывании надо следить за тем, чтобы лезвие топора было закрыто и привязка не мешала работе гребью. На сложных реках целесообразно иметь две запасные греби: переднюю – лопастью вперед и заднюю – лопастью назад. Если запасная гребь одна, то она располагается с учетом расхода воды, или сзади, или спереди, так как при малом расходе воды чаще ломается передняя гребь, при большом – задняя.

Страховка должна обеспечивать достаточную устойчивость на плоту всех членов экипажа. При продольном настиле желательны поперечные упоры для ног, которые обеспечивают устойчивость гребцов при ударах плота о препятствия и валы. При поперечном настиле, наоборот, нужны продольные упоры для ног. В качестве страховки для рук передние гребцы используют прежде всего гребь и боковые укосины подгребицы. Следует отметитъ, что при ударах большая нагрузка ложится на зуб греби, который должен быть хорошо закреплен. В сложных сливах и при ударах трудно приходится задним гребцам, так как помимо самостраховки им необходимо страховать вылетающую заднюю гребь. На наш взгляд, лучшим вариантом страховки для них является балаган, который представляет собой прочную палку, закрепленную на высоте 10–20 см над уровнем плота; по ширине балаган не доходит на 0,5 м до каждого борта. Страховочный балаган такой высоты не мешает смене греби и, самое главное, в сложных сливах, когда на плот наваливается вода, помогает занять устойчивую низкую стойку, оставив одну руку на греби (стойка полуприсед). Это позволяет гребцам начинать работу немедленно после прохода вала. Необходимость такого балагана выявляется прежде всего на мощной воде.

Типы плотов

Главное различие между каркасно-надувными плотами заключается в использовании разных надувных элементов плавучести.

Плот на автокамерах
Основные данные:  
Ширина рамы 2–3 м
Длина рамы 5–7 м
Экипаж 6–8 человек

Исторически это одна из первых конструкций надувных плотов. Ходовые качества удовлетворительные. Для улучшения пересечения границы быстрой и тихой воды целесообразно сжатие камер с помощью капроновой тесьмы. Устанавливать такие сжатые камеры надо так же, как и поперечные гондолы. Сейчас чаще используют авиакамеры, которые легче автокамер, тем не менее и они много весят. К тому же полное водоизмещение плота на авиакамерах может оказаться недостаточным. Эта конструкция плота целесообразна для простых и средней сложности рек при хорошем подъезде к началу сплава.

 

Плот на надувных подушках
Основные данные:  
Ширина рамы 2–3 м
Длина рамы 5–7 м
Надувные подушки 2 секции
Экипаж 6–8 человек

При использовании ткани БЦУ и брезентовых чехлов плот дешев, хотя, по-видимому, его надувные элементы недостаточно долговечны и надежны. Достоинства плота: большое водоизмещение, более легкие надувные элементы, которые удобно упаковываются и транспортируются; отсутствие отверстия улучшает гидродинамические свойства надувных элементов.

 

Плот-катамаран Л.Стесина
Основные данные:  
Ширина рамы 2,5 м
Длина рамы 6 м
Длина гондол 8-9 м
Диаметр гондол 0,6-0,8 м
Экипаж 8 человек

В начале развития походов на каркасно-надувных плотах (конец 60 – начало 70-х гг.) этот тип плота был распространен. В качестве емкостей использовали баскетбольные или волейбольные камеры. При равном запасе плавучести вес емкостей меньше веса автокамер примерно в 2 раза. Большим достоинством такого плота считают возможность пропуска под рамой небольших камней. Плот хорошо управляется изменением направления носа, т. е. управление им во многом сходно с управлением деревянными плотами. Принципиальное отличие плота-катамарана Л. Стесина в увеличении диаметра гондол и использовании сдвоенных гондол.

 

Плот на поперечных гондолах
Основные данные:  
Ширина рамы 3–3,3 м
Длина рамы 5,5–6 м
Длина гондол 3,3 м
Диаметр гондол 0,5–0,1 м
Экипаж 6 человек

Одна из первых описанных в литературе конструкций плота этого типа предложена туристами-водниками из г. Калуги (В. Анисимовым и др.). Сейчас фактически это основная классическая конструкция плота на поперечных гондолах. На подобных плотах пройдены многие сложные реки. Плот обладает прекрасными качествами по маневренности, пересечению границ быстрой и тихой воды и т. п. Недостатком плота этого типа является несколько пониженная поперечная остойчивость по сравнению с плотами-катамаранами и плотами на автокамерах. Плот сложен в управлении, так как неустойчив на курсе. Его можно рекомендовать только наиболее опытным туристам.

Из зарубежного опыта строительства надувных плотов можно рекомендовать конструкцию плота туристов-водников Чехии. На данной конструкции плота совершено несколько успешных путешествий по сложным рекам Памира и Гималаев.

Плот туристов из Чехии
Основные данные:  
Длина гондол 9 м
Диаметр гондол 0,9 м
Экипаж 6–8 человек

В основе конструкции лежат три надувные гондолы. Продольная жесткостъ плота создается только гондолами. Поперек гондолы скреплены трубками. Основным средством управления этого судна является подвесной мотор мощностью 20 л. с. Кроме него на носу и корме плота имеются греби. Наверху для защиты людей от валов и обеспечения дополнительной жесткости плота устанавливают дополнительные гондолы.

Плот предназначен для очень мощных рек. Конструкция очень интересна и перспективна. Идея ее может быть использована для менее мощных рек. Очень важно, что сборка такого плота проста и не требует большого количества строительного материала.

Как основа конструкции, хорошо себя зарекомендовали плоты спасательные надувные (ПСН-6 и ПСН – 10). В зависимости от условий плавания, плот одевают в жесткую раму из подручного материала и на нее ставят, либо подгребицу, либо транец для мотора. При сплаве по не сложным рекам возможна сцепка из 2-х плотов.

В настоящее время выбор сложных для прохождения рек и стремление повысить безопасность заставляют туристов-водников выбирать суда для сплава под конкретную реку и использовать в походе, одновременно или последовательно несколько типов судов, например, плоты и катамараны. Комбинирование судов позволяет сочетать пассивную и активную тактику движения по воде.

Новости

rss