Отдых в городах мира

          Отдыхайте с нами!

Статьи

Главная Новости

Будапешт - пешая прогулка

Опубликовано: 29.09.2018

видео Будапешт - пешая прогулка

Пешая прогулка по Будапешту: Парламент туфли на набережной Дунай автобус - теплоход Венгрия

Когда говорят о самых красивых городах мира, Будапешт редко называют первым, обычно вспоминают Париж, потом Прагу, Вену и т. д. Случайно, проездом, оказавшись в Будапеште, я поняла, что мне очень повезло. Построенные в стиле неоренессанса и историзма кварталы жилых домов, ряд дворцов в стиле венгерской сецессии с небольшим добавлением классицизма, создали на обоих берегах Дуная впечатляющий ансамбль, познакомившись с которым, хочется побывать здесь еще не один раз.



Первой значительной датой для Будапешта является 106 г нашей эры, когда первые переселенцы, прибывшие по следам легионов римской провинции Паннонии, построили на берегу Дуная город Аквинк. Около 190 года появляется одно из укреплений, защищающих границу, которое спустя несколько столетий станет центром будущего средневекового города Пешта. Восточно-германские племена, лангобарды, авары, франки, гунны, позже татары, боролись за владение этой территорией.


Прогулка по Будапешту

Поэтому не удивительно, что центром Пешта является Площадь Героев с памятником Тысячелетия Венгрии. 36-метровую колонну украшает символ победы – архангел Габриель, у подножья князь Арпада и семь вождей венгерских племен; перед колонной каменный монолит в честь Неизвестного солдата – памятник Национальным Героям (поставлен в 1929 году) – отсюда и название площади. Позади, в полукруглой колоннаде, находятся бронзовые статуи выдающихся деятелей венгерской истории. Под каждой статуей – барельеф со сценой исторического события, в котором участвовал герой. Полукружья сверху украшены символическими фигурами Войны и Мира, Науки и Искусства.


Пешая прогулка по Будапешту. Часть 2

Слева и справа от памятника находятся два очень интересных здания: одно в виде древнегреческого храма - Выставочный зал (музей современного искусства), второе – Музей изобразительного искусства с замечательной коллекцией полотен Рафаэля, Пьомбо, Франса Галса, Рембрандта, Греко, Веласкеса, Гойи и других. Само здание очень интересно: мраморные колонны, сочных цветов мозаика, золоченые пилястры, множество лепных украшений – делают его и парадным, и, в тоже время, строгим.

За площадью – Городской парк, радующий посетителей своей зеленью уже 250 лет. Рядом, основанный в 1866 году, зоопарк, большинство зданий которого являются памятниками искусства. Чуть дальше – цирк, лунапарк и «Сечени» - купальня и водолечебница. Напротив нее - крепость Вайдахуняд, построенная к празднику тысячелетия Венгрии, и представляющая собой уменьшенную копию реальной крепости одного из венгерских князей. Она объединила в своей архитектуре стили от эпохи романского стиля до барокко. Здесь находится 21 уменьшенная копия исторических объектов со всей территории Венгрии. В барочном крыле крепости вход в Сельскохозяйственный Музей, выставочный зал которого представляет собой копию рыцарского зала крепости Вайдахуняд. Между крепостью и площадью замечательный пруд, который зимой превращается в городской каток.

Совсем рядом с парком дом Палме (построенный в 1885 голу как выставочный зал для первой Венгерской Национальной Выставки), недалеко от него на небольшой лужайке надгробный камень – могила известного пештского адвоката Якаба Т.Хорвата, передавшего по завещанию все свое имущество в наследство столице. Его единственная просьба была, чтобы его похоронили в Городском парке, а на надгробном памятнике должно стоять одно слово «Фуит» (по-латински – «был»). Он - был, а прекрасная столица стараниями таких людей, как Якаб, есть и очень радует глаз не только коренных жителей.

С южной границей парка соседствуют улицы Айтоши Дюрер и Тэкэли, большинство дворцов этих улиц было построено на рубеже века.

В этой части города еще много достопримечательностей: это и Парламент (в солнечную погоду это белоснежное здание как-будто плывет по Дунаю), и самая большая церковь Будапешта – Базилика Святого Иштвана, с ее главной реликвией – святой правой рукой короля Иштвана. Вокруг главного алтаря расположены пять барельефов на сюжеты из жизни первого венгерского короля работы Эде Майера. Само здание – гармоничное слияние классицизма и неоренессансного стиля.

Тут же находятся жилые кварталы с узкими и кривыми улочками, напоминающими о средневековье, дома же на них сравнительно молодые (им лет под 150, не больше). Они представляют архитектурные направления первой половины прошлого века – классицизм и романтику. Примером могут служить дворец на углу улицы Херцегпримаш и площади Святого Иштвана (выстроенный в стиле венецианской готики с колодцем из кованного железа во дворе), дворец банка на улице Холл (в стиле венгерского сецессиона с майоликовым украшением на фасаде), вокзал первой венгерской железной дороги, металлический вестибюль которого был спроектирован и исполнен фирмой Эйфель (теперь это памятник архитектуры), знаменитый променад «Корсо» на берегу Дуная с изумительным по красоте бывшим концертным залом Вигадо, старинная аптека, старинная кондитерская и т.д. и т.п.

Не менее интересна и другая часть города, образовавшаяся на горах Крепостной, Святого Геллерта и лежащем среди них холме с турецким названием Табан, а также на берегу Дуная. Горячие источники выточили здесь множество пещер, в которых прекрасно чувствовали себя первобытные люди. Им на смену пришли кельты, позже, как уже говорилось, народы, сопровождающие римские легионы. В 12 веке на Крепостной горе появилась небольшая деревня и королевские здания, положившие начало Буды – столицы исторической Венгрии. Этот старый, с сединой веков, город и юная невеста Пешт соединились только в начале 1800 годов. Главным препятствием единения было отсутствие постоянного моста через Дунай.

Он появился в 1849 году. Образец и проект английские (автор проекта Вильям Кларк), что-то похожее можно найти лишь в Лондоне. Это было небывалое чудо своего времени. Конструкция моста висит на огромных железных цепях, отсюда и название - «Цепной». В 1945 году он, как и другие мосты через Дунай, был уничтожен, но потом восстановлен точно по проектам старого. Идейным вдохновителем его создания был Иштван Сечени, которого венгры иначе как апостолом модернизации и «великим венгром» не называют за его государственные реформы, национальные стремления. У будайского устоя Цепного моста уже 150 лет стоит памятник Сечени.

Перебравшись на другой берег, можно побродить по набережным, а можно через туннель (архитектор Адам Кларк, работавший начальником строительства на Цепном) длиной 350 метров и высотой 10 метров попасть в Крепость (так раньше называлась вся старая будайская часть). Красив вход в туннель: выполнен в стиле классицизма и украшен старым венгерским гербом. Этот же герб, но только в более полном геральдическом виде, можно лицезреть в нише крепостной стены рядом с фуникулером. Выполненный 111 лет назад из сверкающих цветных камней, он с 1948 по 1989 гг. простоял замурованным: видимо ангелы, держащие герб, были не «в моде» (так объяснил нам гид, но мне кажется, что имперская корона и другие атрибуты власти тому виной).

Поднявшись на фуникулере, вы попадаете на площадь Святого Георгия, которая (по предположениям историков) являлась раньше границей между бюргерской и королевской частями Буды. В бюргерской части интересен Дворец Александра, постройки 1806 года. В период реставрации и раскопок, которые по сей день происходят в этой части города, под подвалом дворца археологи нашли фантастическое сооружение – огромную, тщательно изолированную «воронку», искусственно сооруженную яму, которая собирала со всех сторон дождевую воду, - видимо францисканские монахи (до турецких времен имевшие здесь монастыри) пользовались ей в лихие времена (например во времяосады крепости). Такого сооружения в Европе больше нет нигде. На соседнем участке стоит здание Крепостного театра (1725-1736 гг.), бывшей церкви кармелитского ордена. Король Йожеф второй распустил орден и создал (после переделки) первый камерный театр столицы. 7 мая 1800 года здесь состоялся концерт Людвига ван Бетховена.

Дальше - бывшее здание кармелитского монастыря, его тоже перестроили и расширили

в стиле классицизма, но внутреннее убранство несет печать барокко: фрески 18 века сохранились и позже были отреставрированы.

Идем дальше. Парадная площадь - ее окружают дома в стиле барокко и классицизма. Они были построены после освобождения Буды от 150 летнего турецкого господства, примерно в конце 1600 - начале 1700 годов с использованием средневековых фундаментов и стен. Сильно пострадавшие во время второй мировой здания восстанавливались и в стиле барокко, и в стиле классицизма и вообще не понятно в каком стиле, поэтому глядя на них, испытываешь чувство, будто находишься в музее архитектуры: вот здесь помещения с бочарным сводом, как в аббатствах, а вот эта сводчатая подворотня родом из средневековья, фасад и лестница другого дома построены в стиле классицизма, на красивых воротах львиные головы, а над окнами второго этажа рельефы с фигурами Дианы, Рэа Сильвии, молящейся за Ромула и Ремуса, и Афины Паллады.

Улица Ури, протянувшаяся через всю крепость с юга на север, богата дворами, подворотнями с нишами для сидения, подвалами с давно иссохшими колодцами – все из средневековья, и единственным готическим двориком и 750 летней готической нишей для сидения во дворе. Здесь в доме № 9 (построенном примерно в 1700 году в стиле барокко) лестница ведет вниз в трехэтажный подвал и лабиринт будайских пещер. Они образовались частично природным путем, частично из старинных винных погребов и цистерн и охватывают сетью всю крепость. Большинству из них 500-600-700 лет, что подтверждают археологические раскопки. В наши дни для просмотра открыта небольшая часть, где ужасающие представления Паноптикума способствуют воссозданию эпохи средневековья.

Но не будем задерживаться, идем дальше. Улица Тарнок со старыми купеческими домами: у двух из них странные аркады с каменными консолями, реставрированные фрески одного датируются 15 веком, в другом ранее была аптека с вывеской «К золотому орлу», теперь это Музей-Аптека с чудесной статуей Мадонны в нише. А вот церковь Марии-Магдалины со своей огромной, высокой, средневековой башней. На месте нефа находится выставка руин. В 1496 году церковь заняла этот участок вместо другой, которую, предположительно король Бела IV, в 1274 году подарил монахам-францисканцам.

Дворец Государственного Архива ( построенный в стиле историзма) со окнами из свинцового стекла открывает улицу Танчич (в средневековье - улица Евреев), здесь в доме №7 во время гастролей жил Бетховен, теперь двор здания служит сценой для летних концертов.

У здания старого Городского управления с памятником капитану Халику всегда останавливаются туристы, поскольку существует примета: если мужчина сумеет добраться до «достоинств» коня и потереть их, то станет половым гигантом.

С шутками-прибаутками от конной статуи выходим к площади Бечи Капу с дворцами в стиле барокко, рококо, раннего классицизма. Возле одного из дворцов растет виноградная лоза, «дата рождения» которой, по мнению специалистов, определяется началом 1800 годов. Это американский виноград «Vitis Labrusca», его ветви оплетают половину двора.

Апофеозом архитектуры Буды на площади Святой Троицы является церковь Матяша или церковь Богородицы - это культовое место венгерского народа, игравшее важную роль в национальной истории Венгрии. В ней проходили коронации, здесь захоронены король Бела III и его жена. Сокровищницу церкви можно посещать, в ней размещены предметы церковного искусства, среди них- кубок Матяша работы средневековых мастеров, Черная Мадонна, маленькая скульптурка эбенового дерева, точная копия скульптуры в Лоретто.

Часть крепостного бастиона, окружающего площадь в этом месте, называется Рыбацким, по названию рыбацкого цеха, члены которого защищали эту часть крепостной стены. Современный бастион представляет собой романтический архитектурный ансамбль со множеством башен и лестниц в смешанном неоготическом и неоромантическом стиле. Он служит прекрасной площадкой для просмотра панорамы столицы. Здесь находятся магазинчики и ресторан с живой фольклорной музыкой и музей Марципана. На лестнице, ведущей к Дунаю, расположились художники и продавцы сувениров.

Это было путешествие по бюргерской части крепости. Существует и королевская часть с парадными Королевскими воротами, Королевской резиденцией, история которой началась во время господства королей из итальянской династии Анжу (14 век). Дворец много раз перестраивался, достраивался, во время Второй мировой почти полностью был разрушен, частично восстановлен, но и теперешнем своем виде, как говорят венгры, сохраняет свое достоинство, являя собой крепость Буды.

Фонтан Матяша – жемчужина дворца: бронза, золото и прозрачный хрусталь воды делают сцену псовой охоты почти живой. Ныне в дворцовом комплексе расположены различные выставки как старинного, так и современного искусства, Государственная библиотека, Музей истории Будапешта, в подвалах расположился богатейший лапидарий ренессансовых памятников, остатки которых убедительно свидетельствуют о роскоши дворца Матяша.

Спустившись вниз по лестнице, вы окажетесь на раскопках внутренних дворцовых дворов: они служили защите между дворцом и крепостными стенами. Внутренняя площадь времен Матяша сохраняет построенные памятники двора: декоративный колодец, украшенный гербами, напротив – окна парадного зала. Под готическим большим залом Музея Истории Будапешта находится так называемое «Хюшёлё» (Освежитель) - зал для отдыха в жару. И еще много, много, много всего интересного вы найдете в Королевской части Буды.

Но есть еще и та часть, которую называли Табан. Она не так интересна как Буда и Пешт в плане достопримечательностей. Здесь жили сербы, приехавшие вместе с турками около 1690 годов. Большинство из них занималось дублением кожи. Старые дома и вымощенные острым булыжником улочки со множеством маленьких трактиров придавали Табану романтичное настроение и влюбленные тянулись сюда. В годы между двумя мировыми войнами весь Табан снесли, оставив у подножия крепости дом Сарваши, которому больше 200 лет, теперь здесь отличный ресторан. Ближе к Дунаю - церковный приход с романтическим фасадом и милым двориком, и тут же - построенная в стиле барокко в 1728-36 годах, церковь.

Ну что, убедила поехать в Будапешт? А я ведь не рассказала о горе Геллерта, о купальнях. Сами будапештцы говорят, что город можно считать не только столицей мостов, но и столицей термальной воды и лечебных бань. У скалистой стены горы Геллерт находится линия разлома, вдоль которой прорываются наружу термальные воды Буды. Большую перестройку купален связывают с годами турецкого господства: они ценили их и заботились о них. Архитектура соответствующая. А еще необходимо будет посетить Капеллу в скале, которую соорудили монахи единственного ордена, основанного венграми, - ордена Святого Павла. И не оставьте без внимания остров Маргит, излюбленное место отдыха горожан. Не только маленькое маленькое озеро с альпинарием украшает его, но и средневековые постройки, современные отели и казино.

Город ждет вас!

Н. Гора, специально для сайта «Выходной».

См. также:

Будапешт - поездка на автобусе

Новости

rss