Опубликовано: 18.11.2018
"МИССИЯ - "ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА КОМПАНИИ" Тарелкина Т., Ботова Е. "Турбизнес", №12, 2002.
"В метрических свидетельствах пишут, где человек родился, когда он родился, и только не пишут, для чего он родился". Моисей САФИР, немецкий писатель
Для чего работаем?
На вопрос "Зачем, с какой целью было создано то или иное предприятие?", любой руководитель, наверняка, сразу же ответит: "Для получения прибыли…", и не каждый скажет: "Мы созданы для того, чтобы развить рынок туристических услуг в России…". Все это понятно и оправдано.О пользе миссии
Определение, формулирование миссии приносит реальную пользу компании, естественно, если она сформулирована грамотно и в ней отражены все наиболее важные для организации моменты. В чём же может помочь миссия? - Определить цели организации, как долгосрочные, так и краткосрочные. Это помогает избежать лишних действий, растраты сил впустую; - Сформировать коллектив единомышленников, работающих на общие цели; - Миссия - мотиватор сотрудников. Как известно, деятельность становится наиболее эффективной, если она мотивирована; - Создать имидж организации в глазах участников рынка; - Сформировать конкурентное преимущество: а) наличие миссии компании говорит об ее уровне, стратегических намерениях, из чего следует, что эта компания работает на перспективу и хочет процветать, то есть надежна; б) в миссии виден клиент (целевой сегмент), его потребности, технологии его обслуживания; все это формулируется таким образом, чтобы отличаться от других компаний в этом сегменте. Поскольку сейчас наличие миссии компании явление редкое в наше стране, то это тем более становится конкурентным преимуществом тех у кого она есть или разрабатывается. Кроме того, уже сам процесс разработки миссии помогает задуматься об истинных ценностях организации, сплачивает коллектив. Сотрудники начинают осознавать себя частью организации и отождествлять себя с ней, а это укрепляет корпоративный дух компании. Многие руководители отмечают, что миссия является для них одним из важнейших критериев при принятии решений. Если решение, принимаемое руководителем в конкретный момент, работает на миссию, значит это верное решение.Что с нами будет через 10 лет?
И так, кто же занимается разработкой миссии компании? В больших фирмах - это задача отдела стратегического планирования, в средних и небольших агентствах она осуществляется совместными усилиями всего коллектива. Чаще всего миссия компании "спускается сверху". Это может быть вынесенный на обсуждение коллектива компании вариант руководителя. В этом случае сотрудники имеют возможность внести свои предложения, выразить несогласие с отдельными пунктами. Несомненно, один из самых эффективных вариантов, - когда руководители и сотрудники создают миссию в результате совместной групповой работы. В небольших компаниях это легко достижимо. В больших организациях процесс согласования миссии с сотрудниками значительно затруднен. А это важно, поскольку основная цель миссии - объединение персонала. Как произойдет это объединение, если цель непонятна или просто неизвестна, а ценности компании не разделяются сотрудниками. В этом случае "включение" сотрудников в процесс формулирования миссии компании является "осознанной необходимостью". Средний менеджмент, по возможности, лучше включить в совместную групповую работу (семинар) по созданию миссии с топ-менеджерами. Далее руководителям отделов следует провести подобную работу со своими подчиненными. Другой вариант - анкетирование персонала компании. Оно поможет решить сразу несколько задач: выявит степень лояльности персонала, аккумулирует новые идеи, создаст эффект причастности. И так, как же разработать миссию организации? Опишем общую последовательность этапов, которая подходит под все вышеперечисленные варианты: индивидуальной, групповой и комбинированной работы. 1 Этап - Vision Сначала необходимо погрузится в видение будущего организации. Видение - это образ организации через какой-то период времени, как правило, десять лет. Получить этот образ можно по-разному: просто ответить на вопрос: "Какой мы видим свою компанию через 10 лет?"; представить картину будущего компании и описать ее и т.д. Главное создать целостный, общий образ. Видение - это возможность помечтать о будущем компании, забыв про всевозможные ограничения. 2 Этап - Анализ внешней и внутренней среды компании На следующем этапе необходимо "спуститься на землю" и проанализировать внешнюю среду (возможности и угрозы) и внутреннюю среду организации (сильные и слабые стороны). Это делается для того, чтобы понять актуальное состояние компании, ее ресурсы и точки роста, обрисовать круг первоочередных и перспективных задач, решая которые компания приблизится к желаемому образу. 3 Этап - Собственно разработка, написание миссии Разработка миссии представляет собой ответы на вопросы, описанные выше (см. составляющие миссии). Как правило, самыми сложными оказываются вопросы зачем, для чего работает компания, так как в ответе на них заложен смысл ее существования. Иногда бывает трудно подобрать ответ на вопрос о know-how, технологиях (как, каким образом…), так как именно эта формулировка в большей степени может подчеркнуть конкурентные преимущества компании по сравнению с другими игроками рынка в той же нише. Существуют определенные требования к формулированию миссии. Она должна быть: - короткой - доступной по восприятию - позитивно сформулированной - написанной в настоящем времени (в форме "что делаем?"). Не всегда с первого раза удается сформулировать миссию гладко, красиво и в соответствии с требованиями. Скорее всего потребуется "поиграть с формулировками, "причесать" текст. Мы обратились к нескольким туроператорам с предложением сформулировать миссию своих компаний. Вот как представила собственную миссию фирма "ИнтАэр". Миссия 1. Развитие сферы качественных чартерных перевозок, путем осуществления долговременных стабильных чартерных программ. 2. Развитие российского туроператорского бизнеса на базе собственной авиаперевозки путем создания качественного массового турпродукта. Стратегические цели 1. Занять лидирующие позиции на рынке чартерных авиаперевозок по направлениям Египет, ОАЭ,Таиланд, Болгария, Греция. 2. Занять лидирующие позиции на рынке туроперирования по направлениям Египет, ОАЭ, Таиланд, Болгария, Греция. 3. Удержание лидерства в области современных технологий организации и консолидации стабильных чартерных программ. 4. Развитие и усовершенствование современных технологий, обеспечивающих высокоэффективную работу многопрофильного туроператора.А есть ли миссия у вашей компании?